Праздник Святой Троицы в этом году Православная Церковь отмечает 8 июля. О том, каким событиям посвящено и на какие мысли наводит это торжество — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
Елена Лаврова.
— Троица — один из любимых многими праздников. Как Вы считаете, почему?
— Троица — не только важный церковный праздник, но и имеющий большое почитание в народе. Русский народ не настолько хорошо разбирается в догматическом смысле торжества, сколько принимает его сердцем. О Троице писали Тютчев, Некрасов, Есенин и многие другие русские поэты. А как не вспомнить строки «Евгения Онегина», написанные со свойственной Пушкину мягкой иронией:
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…
— Напомните пожалуйста основные события этого праздника.
— Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы на учеников Христа описано в книге Деяний святых апостолов. Данное событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, то есть на пятидесятый день после Пасхи — отсюда и второе название праздника. Все случилось так, как и обещал Своим ученикам Господь. Апостолы и Богородица находились в Сионской горнице в Иерусалиме — в той самой, где совершилась Тайная Вечеря. Теперь же она стала местом сошествия на учеников Христа Святого Духа: «…Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
Чудо это конечно не осталось незамеченным. Иерусалим был полон верующими, и велико было их изумление, когда они, услышав шум, подошли к дому и обнаружили, что апостолы говорят на разных языках.
— Почему Дух Святой был дарован именно в тот момент, а не еще при земной жизни Христа?
— Этот вопрос задают нередко. Однако такие события не произошли раньше, потому что сначала грех Адама и Евы, разделяющий людей с Богом, должен был быть искуплен. Ведь Дух Святой дается нам для того, чтобы приобщить нас к Воскресшему Христу.
Грех человека имеет два свойства — вину и порчу. Объясню на примере положения наркомана: он виновен перед ближними, разрушает их жизнь чтобы удовлетворить свою болезненную страсть. Но в то же время этот человек испорчен болезнью, которая конечно явилась результатом его собственного порочного выбора. Недуг глубоко разъел его тело, и потому он не может сам, без помощи, оставить свой пагубный образ жизни. Так и мы, грешники, нуждаемся в помощи Божией, но не можем войти в более тесное общение с Ним из-за наших грехов. Как говорит пророк Исайя: «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать…» (Ис. 59:2-3). Из этого безвыходного положения, в которое мы сами себя загнали, Бог спасает нас через Иисуса Христа, ибо получив прощение и примирившись с Творцом, мы приобретаем все необходимое для исправления нашей жизни.
— Во всех ли христианах пребывает Святой Дух, или Ему сопричастны только святые?
— Во всех, ибо никто не может быть христианином без помощи Святого Духа: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Однако святые дают больше возможности Духу действовать в них, являют Его присутствие. Но любой человек, и не святой, может стать христианином только по особому действию Святого Духа. Мне как священнику нередко приходится слышать от людей, что они пришли в Церковь через какие-то скорби или обстоятельства. Но на самом деле привел их в храм и соделал христианами Святой Дух. А обстоятельства — это уже следствие. Потому что наша вера — это не просто человеческое убеждение, это сверхъестественный дар от Бога. Ибо без помощи Спасителя мы не смогли бы ни получить утешение в скорбях, ни изменить нашу жизнь, ни даже захотеть этого.
— Но если в каждом христианине пребывает Святой Дух, почему же человек может грешить и ошибаться?
— Святой Дух не наделяет отдельного христианина безошибочностью. Это Католическая Церковь считает Римского Папу безгрешным и безошибочным, в момент его учительных изречений. Но православие не поддерживает этот постулат. Дух Святой не диктует Свою волю, а только направляет разум верующего. «Наставление на всякую истину» носит мягкий, можно сказать деликатный характер и не уничтожает свободной воли человека, а значит и возможности ошибаться. Безошибочностью обладает не отдельный христианин, а Церковь в целом, да и то только когда выражает свое учение на Вселенских Соборах.
Нужно понимать и о каких грехах идет речь. Ведь грехи в Церкви делятся на повседневные, смертные и самые тяжелые — вопиющие об отмщении к Небу (например инцест). Упорное, сознательное сопротивление воле Божией, наглое и намеренное нарушение Его заповедей отторгает человека от общения со Святым Духом впредь до его покаяния. Но ведь и те, в ком пребывает Дух, могут совершать грехи по немощи, по неведению — это уже совсем другое.
— Почему праздник Троицы называют днем рождения Церкви Христовой?
— Господь объединил вокруг Себя верующих людей — тех, кто желает жить по заповедям, побеждать Его смертью свою смерть. Днем Пятидесятницы преодолевается Вавилонское столпотворение: там Господь рассеял людей, пораженных гордыней, а в день Пятидесятницы собирает паству, которая думает и трудится над спасением своей души, для того чтобы потом вести верных в Царство Небесное.
Мы знаем, что в день Пятидесятницы апостолы получили силу. И этот праздник меняет все, в том числе — и наше представление о силе. Ведь обычно, когда мы произносим это слово, приходит в голову сила физическая: в чем она, насколько кто-то силен, какова «дальность выстрела» и тому подобное. К примеру, слабый физически школьник мечтает нарастить мускулы, чтобы дать отпор обидчикам. Да и государствам нужна сила. Вот и наша страна делает сейчас на СВО святое дело, и без силы тут нельзя обойтись.
Но нередко видимая сила как человека, так и государства, зиждется на страхе. Некоторые люди воспевают доходящую до жестокости силу древней Спарты. Но почему там устанавливали такие правила? Потому, что боялись илотов, которых нужно было сдерживать, а без силы и жестокости спартанцы сами могли оказаться порабощенными ими. Средневековые замки также строились как знак силы, но и — как знак страха: или крестьяне восстанут, или соседние правители нападут, чтобы отобрать землю.
Даже мне, несмотря на сан священника, приходится иногда говорить с людьми с позиции силы. К примеру, когда на церковную территорию ломится пьяный мужчина, приехавший в кабине «мусоровоза», и грубо требует открыть для него храм. Пришлось поставить на место, ответив на «его языке». В такие моменты жалею, что мой сан не дает возможности использовать против этого человека ту силу, которую он понимает. Но если бы он не ушел — не знаю, как поступил бы…
Однако в день Пятидесятницы в мир вторгается иная сила. Такая, по сравнению с которой земное могущество— пустое место, «менее ничтожества и пустоты». Цель Господа не в том, чтобы биться с кем-то за власть — Он и так Владыка всего, а спасти падший человеческий род. Голливудские супергерои являются к злодеям, чтобы уничтожить их. Святой Дух приходит, чтобы спасти и исцелить каждого заблудшего.
Как сказал английский драматург, современник Шекспира Кристофер Марло: «Все, что не станет раем — станет адом». Нам лучше оставить все то, что сопричастно аду, что нельзя взять с собой в рай. Мы ответим, что не можем отказаться от земного, что у нас нет на это сил. Но именно об этом сказано апостолам, а вместе с ними — и нам: «Вы примете силу».
— В завершение хочется вспомнить и о дне, предваряющем праздник Троицы — Троицкой субботе.
— Троицкая родительская суббота — один из дней особого поминовения усопших в Православной Церкви. И основное, что надо сделать в этот день — помянуть своих родных и близких, которых уже нет в живых. А поминовение для христиан — это не просто воспоминания или накрытый стол, это молитва об усопшем. Поэтому главное и единственное, что нужно — помолиться о тех, кто уже перешел в жизнь вечную.
В Церкви существует поминовение личное — когда вы молитесь дома или в храме сами, и общественное, церковное — когда прихожане храма во главе со священником молятся все вместе.
Основное церковное поминовение происходит на Проскомидии — это подготовительная часть самого главного христианского богослужения — Литургии. Во время Проскомидии священник с молитвой вынимает из просфор, которые используются во время Литургии, частицы, перечисляя имена тех, за кого поданы записки — о здравии и о упокоении. Таким образом получается, что те, кого он поминает, тоже включаются в богослужение.
Другой вид общественной молитвы — панихида. За исключением некоторых дней в году (например, от Пасхи до Радоницы). Панихиду можно совершать хоть каждый день. Но в специальные дни поминовения усопших, такие как Троицкая родительская суббота, служится особая вселенская панихида: «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших».
Можно также принести продукты (хоть просто шоколадку или то, что вам по силам) на канон — специальный столик, расположенный в храме там, где ставят свечи за упокой.
— Можно ли в Троицкую субботу помолиться не в храме, а самостоятельно прочитав панихиду, или даже своими словами?
— Можно, как и в любой другой день года. Однако смысл Троицкой субботы именно в том, что мы молимся об усопших всей Церковью, вместе, и не стоит упускать возможности такой совместной молитвы. Если же попасть на службу никак не получается, хотя бы подайте записку в храм, а помолитесь дома.
— Нужно ли в родительскую субботу ехать на кладбище?
— Традиции такой нет. Но если есть желание навестить могилки своих родных, поехать можно. Как впрочем и в любой другой день. Можно отправиться на кладбище после посещения службы в храме или совместить это, пойдя в церковь на том кладбище, где похоронены родные.
Но самое важное — чтобы в эту субботу ничто не отвлекало нас от молитвы, чтобы весь наш ум был сосредоточен на празднике. Поэтому правильно провести этот день в храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще — почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, пред лицом Божиим.